ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Современная образовательная система позволяет активно использовать проектную деятельность в учебной и внеучебной работе студентов.

Приступая к организации проектной деятельности со студентами, необходимо отчетливо понимать ее потенциал в контексте требований ФГОС, связанных с достижением метапредметных, личностных, предметных и профессиональных результатов.

Непременным условием технологии проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектная деятельность включает универсальные средства постановки и решения проблем. По мнению В.С. Лазарева, включение в нее и освоение этих средств «позволит учащимся развить следующие жизненно важные умения:

  • анализировать проблемные ситуации и ставить актуальные проблемы деятельности;
  • проектировать цели;
  • разрабатывать альтернативные варианты решения проблем и делать обоснованный выбор;
  • планировать достижение целей;
  • прогнозировать и оценивать последствия решений;
  • эффективно работать индивидуально и в группе» [2, с. 8].

Учитывая разнообразие типов и видов учебных проектов, можно заключить, что для студентов, обладающих разным уровнем возможностей, должна быть предложена самая разнообразная проблематика проектов, учитывающих уровень их подготовки, интересы, мотивацию и многое другое.

Работа над проектом может строиться индивидуально. Но решение серьезных проектных задач требует преимущественно «коллективно распределенной деятельности» обучающихся в малых группах или в парах. При этом в ходе решения задачи проявляются умения (или их отсутствие) планировать работу, распределять обязанности между членами группы, помогать друг другу, осуществлять взаимоконтроль [1].

Коллективную и индивидуальную проектную деятельность студентов можно эффективно организовать при работе в творческом кружке на основе народного искусства, так как все большее внимание уделяется возрождению и пропаганде различных видов прикладного искусства России. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

С этой целью в промышленно-технологическом колледже был создан творческий кружок «Кудесница», организованный при кабинете специальных дисциплин промышленно-технологического колледжа. Программа кружка была направлена на более глубокое изучение метода проектов, приобретение практических навыков и профессиональную ориентацию студентов. Моя задача как преподавателя междисциплинарного курса «Конструирование швейных изделий» состояла в том, чтобы заинтересовать студентов, обеспечить соответствующую мотивацию, показывая на собственном примере неисчерпаемые возможности для проявления творчества  в увлекательном мире моделей и дизайна и дать возможность самостоятельно развивать творческий потенциал самим обучающимся. Творческий кружок – это экспериментальная площадка, позволяющая студентам  стать активными, творчески мыслящими, рукодельными в стенах колледжа, а потом творчески работать.

Основная деятельность в кружке была связана с рукодельными работами, изготовлением стилизованных самобытных старинных  костюмов,  предметов домашнего обихода и т.д. Работа в кружке осуществлялась в сотрудничестве, которое  предполагало уважение личности студента, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов, создание условий для его максимального  творческого развития и профессионального мастерства.

Все это нашло отражение в конкретных мероприятиях в плане кружка,  организации его занятий и самостоятельной проектной деятельности студентов[4].

Видное место на занятиях кружка занимало создание изделий в традициях народного искусства. Примером могут служить национальный костюм, декоративные панно, кухонные принадлежности с элементами народного кроя.

Само понятие народного кроя определилось в процессе профессионального моделирования и конструирования одежды на учебных занятиях курса. Характерным признаком форм кроя русской одежды и современной является преобладание в них прямоугольных и прямых линий всех конструктивных деталей, а также покрой рукавов в некоторых рубах можно отнести по форме к современному покрою типа реглан, рубашечного и цельнокроеного. Все это нашло отражение в стилизованных русских национальных костюмах, разработанных и искусно выполненных юными мастерицами.

Русский народный костюм является уникальным памятником народного творчества, сочетающим в себе утилитарность, информационность и эстетичность. Он является одним из самых значимых пластов русской культуры. В искусстве традиционного костюма органично соединяются различные виды декоративного творчества и используются разнообразные материалы.[3].

Великая притягательная сила русской народной одежды заставляет неоднократно возвращаться к ее истокам, поэтому студентами  с периода 2014 по 2017 учебные годы  были созданы пять проектов на тему: «По истокам истории русского народа и его традиций»:

  1. Русские народные и казачьи костюмы (представлены куклы в стилизованных  костюмах).
  2. Костюм Дмитрия Донского.
  3. Мужские ярмарочные фольклорные рубахи.
  4. Женский ярмарочный зимний казачий костюм.
  5. Декоративный комплект для кухни (фартук, полотенце, салфетки).

В изготовленных куклах заметно различается их одежда — цветовой композицией, богатством узорного ткачества, вставок их разных тканей, головными уборами, разнообразием дополнений и даже, если внимательно приглядеться – взглядом и выражением лиц.

Фольклорные русские мужские рубахи пестрят своим разнообразием. Здесь мы видим  имитацию косоворотки, рукавов, манжет с использованием оригинальных цветных узоров, сочетание пестрой ткани с однотонной.

Помпезность декора   в стиле русской вышивки представлена  на зимнем  женском  наряде казачки.

 Кухонный комплект выполнен в стиле русского национального костюма с использованием атласных лент, цветочной тесьмы (маки), кружев, шитья.

 Костюм Дмитрия Донского поражает разнообразием ассортимента из различных тканей имитирующих самобытные ткани[5].

Проекты:

ук

Рис. 1 Куклы в народных костюмах.

ен

Рис. 2 Куклы в казачьих костюмах.

н3н2н1

Рис. 3 Русские фольклорные мужские рубахи.

д1д2д3

Рис. 4, 5, 6  Косюмы: Дмитрия Донского и Донской казачки. Кухонный комплект.

Деятельность:

Я1Я2Я3

Рис.7 Молодые профессионалы за работой (Саргсян Ани, Смирнова Алена, Тарасова Лия, Прилипко Наталия, Глебова Алина, Леднева Дарья).

О1О2

Рис. 8  Кружковцы  с удовольствием представляют свои проекты на мероприятиях колледжа.

Т1Т2Т3

 Рис. 9 С небывалым задором участники, они же заказчики привлекают окружающих красочными костюмами к выставке — продаж
изделий декоративно — прикладного творчества.

             Все проекты  отмечены оригинальностью, образностью и индивидуальным стилем,  при анализе творческих работ так и хочется воскликнуть словами русского поэта Сергея Есенина: «Гой, ты Русь, моя родная…!»

Творческие работы, выполненные студентами колледжа, имеют четко выраженную направленность: патриотическую, духовно-нравственную, социальную, что говорит об активной  их жизненной позиции.

 

Многообразие видов деятельности, используемых при выполнении проектов, воспитывает у студентов активность и самостоятельность, формирует навыки ручного труда, владения швейным оборудованием и учит творчески относиться к избранной профессии.

Описанный  мною опыт привлечения студентов к проектной деятельности на основе народного искусства внеурочное время в кружке «КУДЕСНИЦА» Промышленно-технологического колледжа г. Мичуринска имеет большое значение в становлении личности и повышения его  профессионального мастерства.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иванова Н.В. Как организовать проектную деятельность: метод. пос. / Н.В. Иванова, Т.Н. Марунина – М.: Просвещение, 2011. – 164 с.
  2. Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2011. – № 10. – С. 3 – 11.
  3. Русский народный костюм в современном мире моды: электрон. ресурс. − Режим доступа: http://diplomba.ru/work/87876 (дата обращения: 15.11.2017)
  4. Творческая работа в кружке «Кудесница». Сайт кружка «КУДЕСНИЦА» Промышленно-технологического колледжа г. Мичуринска: электрон. ресурс. − Режим доступа: http://proect.himbiorep.ru(дата обращения: ( 2015-.2017 учебные годы)
  5. Ткани России: электрон. ресурс. − Режим доступа: https://yandex.ru/images (дата обращения: (27.03.2016)

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *